Каталог сайтов arahus.com

Профессору Я. Н. Першицу 85 лет

На главную страницу | История физики и математики | К истории физмата


Яков Николаевич Першиц родился 15 октября 1910 г. в Петербурге. После окончания школы и краткосрочных курсов в 1930 г. работал заведующим школами в районах Ленинградской области, в 1931 г. поступил на вечернее отделение физико-математического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена. В 1936 г. окончил институт и был рекомендован в аспирантуру при кафедре экспериментальной физики. В 1940 г. после окончания аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию, руководителем которой был крупный советский физик П. С. Тартаковский; в том же году Я. Н. Перпищу присуждено ученое звание доцента. В 1940–1947 гг. работал в Омском пединституте, где в течение всех 7 лет заведовал кафедрой физики.

С 1947 г. и до ухода на пенсию в 1988 г. работал в Псковском пединституте: в течение 40 лет был заведующим кафедрой физики, в 1948–1950 гт. деканом физико-математического факультета. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию, ему присваивается знание профессора. Под его руководством на кафедре физики открывается аспирантура, создается научная школа. Я. П. Першиц - автор более 150 фундаментальных трудов по физике твердого тела, опубликованных в академических изданиях и за рубежом. Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью За доблестный труд в «Великой Отечественной войне», знаками «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР».

Возрождение из руин всегда бывает трудным и требует неимоверных усилий, а главное, таланта для восстановления не только материальных объектов, но и для обеспечения развития последующих поколений. Здесь необходима постоянная забота об уровне обучения и воспитания, о развитии науки и культуры.

Все эти проблемы пришлось решать замечательному псковичу Якову Николаевичу Першицу, когда в послевоенном 1947 г. он приступил к исполнению обязанностей заведующего кафедрой физики Псковского педагогического института и на протяжении более 40 лет способствовал утверждению и развитию лучших традиций и достижений института.

Псковская область остро нуждалась в срочной подготовке учительских кадров.

В те послевоенные годы Я. Н. Першиц был единственным в Псковской области ученым-физиком, имеющим степень кандидата физико-математических наук, а впоследствии стал, опять же первым в нашей области, доктором физико-математических наук и первым профессором. Впервые под руководством Я. Н. Першица в институте была открыта аспирантура, т. е. был сделан решающий шаг по развитию научных исследований и в подготовке педагогических и научных кадров высшей квалификации. Только диссертационных работ по физике твердого тела в аспирантуре было выполнено более десяти.

Каждый знает, как трудно что-либо начинать впервые и фактически с нуля. Тогда, в 1947 г., нужно было искать и принимать для работы на кафедре перспективных и обладающих необходимыми знаниями преподавателей. У истоков кафедры физики стояли В. П. Александров, В. И. Гутман, Г. С. Соловьев, В. А. Андрусич, Г. А. Розман, ныне профессор, доктор физико-математических наук. Кроме этого, заведующему кафедрой пришлось заниматься созданием кабинетов и лабораторий, учебных мастерских и решать еще массу разных вопросов. Например, немногим известно, что даже электропроводку технического тока на физмате пришлось выполнить проводами, частично приобретенными на личные сбережения Якова Николаевича.

Вскоре Я. Н. Першицу пришлось принять и груз забот о всем физико-математическом факультете, так как его назначают деканом этого факультета.

Знания и авторитет Я. Н. Першица нужны в это время различным городским организациям, и его приглашают для консультаций и выступлений.

Несмотря на весь указанный набор проблем, подлежащих немедленному решению, Я. Н. Першиц никогда не мыслил высшее учебное заведение без того, чтобы преподаватели не вели научно-исследовательскую работу.

Амперметры да вольтметры довоенного производства – вот в основном и все научное оборудование, которым можно было первоначально располагать для ведения научных исследований. Но и на таком оборудовании Я. Н. Першиц сумел еще в то время найти такую научную проблему и так тонко ее решить, что результаты исследований очень быстро публикуются даже в журналах США.

Это уже потом, в 60-е гг., когда на кафедре физики открыта аспирантура, профессор Д. Н. Наследов, заведующий лабораторией Ленинградского Физико-технического института Академии Наук СССР, узнав о тематике работ, проводимых на кафедре физики Я. Н. Першица, изумленно воскликнул: «Как, в Пскове, да еще в педагогическом институте занимаются вопросами серьезной физики! Разве это возможно?» (Псков тогда еще считали глухой провинцией).

Уже потом неоднократно и сам Д. Н. Наследов, и сотрудники возглавляемой им кафедры в официальных отзывах высоко оценивали научные результаты, полученные на кафедре физики нашего Псковского пединститута.

Более того, Ленинградский университет обращался к нашей кафедре с просьбой согласиться выступить в качестве ведущего научного учреждения при защите диссертации по тематике, совпадающей с тематикой наших научных исследований. Этот факт говорит о многом.

Между прочим, следует заметить, что иногда наличие уникального дорогостоящего оборудования еще не свидетельствует об успешной работе научного учреждения. Нам известен случай, когда научные работники, занимавшиеся диэлектриками, получив в свое распоряжение атомный реактор, мучительно определяли тему исследований и в связи с этим обращались к Я. Н. Першицу. Подобных проблем Яков Николаевич не знал. Наоборот, многие идеи (а именно они составляют основное богатство любого физика, тем более ученого) Яков Николаева щедро дарил коллегам из других научных центров. Например, сотрудники научно-исследовательского химического института Ленинградского университета прямо заявляли, что по идее Я. Н. Першица они успешно провели в 70-х гг. целый цикл работ, основанных на применении радиоактивных изотопов при исследованиях щелочно-галоидных кристаллов.

Бывая на Всесоюзных научных конференциях в различных городах, можно было неоднократно убедиться, как высок научный авторитет Я. Н. Першица. Очень часто Якова Николаевича просили быть членом оргкомитетов этих конференций, руководителем секций полупроводников и диэлектриков, председательствовать во время конференций.

От ученого часто требуется мужество и смелость противостоять известным научным авторитетам. В связи с этим вспоминается Всесоюзная конференция по физике и технике диэлектриков в Ленинграде в 1966 г. Яков Николаевич активно участвовал в напряженной и острой научной дискуссии. За несколько лет до этого одной из лаборатории Ленинградского политехнического института и номерному научно- исследовательскому институту было поручено исследование высокочастотной радиокерамики. Была выдвинута масса гипотез, однако ясной картины происходящих физических процессов не было. Я. Н. Першиц выдвинул смелую идею, объясняющую особенности электрических свойств радиокерамики на основе модели, развитой на нашей кафедре. Физическая интуиция не подвела его. Через два года научные работники Ленинградского политехнического института защищали диссертации, в которых были признаны выводы и идеи Якова Николаевича.

В 1981 г. по инициативе Я. Н. Першица было установлено научное сотрудничество между Псковским педагогическим институтом и Физико-техническим институтом АН СССР в Ленинграде. Результаты совместных исследований опубликованы в центральных изданиях Академии Наук и за рубежом, доложены на многих конференциях, в том числе международных. Научные работы Я. Н. Першица и его учеников широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Аспирантами Якова Николаевича в разные годы были доценты кафедры физики нашего института В. И. Гугман, В. Н. Марков, Е. В. Павлов, Н. Н. Васильев, В. Л. Вейсман, старший преподаватель В. А. Андрусич, кандидат физико-математических наук В. Г. Соловьев, а также кандидаты физико-математических наук, работающие в других вузах и научно-исследовательских институтах России и за рубежом, Г. Д. Тарасенко, А. Н. Ильин, М. Г. Пинск, В. Н. Шонин, Т. А. Каленникова и заслуженный учитель РФ А. Н. Иванов. Поток писем с просьбой прислать оттиски этих работ шел из Германии, Чехословакии, Франции, Индии, Польши, Италии, США, Канады.

Вернемся к послевоенному времени. Только что окончилась страшная война. Тяжело приходилось всем, в том числе и студентам, среди которых было немало фронтовиков. Я. Н. Першиц, как заведующий кафедрой и декан, много работает со студентами. Он заботится не только об успеваемости своих учеников, но и о целесообразной заполненности их свободного времени.

Многие и сейчас вспоминают о развитой на физмате стараниями Я. Н. Першица художественной самодеятельности. Он мог до полуночи вместе со студентами бывать на репетициях. Даже сам находил «артистов» на ту или иную роль при постановке комедии Н. В. Гоголя «Женитьба» (1952 г.), а также и других пьес.

Можно лишь представить, насколько надо быть увлеченным человеком, способным так повлиять на жизнь студентов, чтобы даже на эстраде они могли заявить о себе. Старожилы вспоминают, что стараниями Якова Николаевича наш физмат на других факультетах в шутку (но с уважением) называли «физико-хореографическим».

И конечно, очень большое внимание Яков Николаевич всегда уделял становлению самой кафедры. Недаром все преподаватели кафедры с благодарностью считают его своим Учителем. В его рукописных заметках были найдены следующие слова: «В своей работе я исходил из того, что кафедра не должна быть случайно собранным конгломератом преподавателей, а должна представлять собой сложный, но единый организм, способный целенаправленно решать задачи учебной, научной и воспитательной работы». Для чтения курса астрономии и астрофизики на кафедру был приглашен молодой талантливый ученый Б. И. Фесенко, ныне профессор, доктор физико-математических наук.

Если попытаться одним словом определить личность Якова Николаевича, то это слово легко найти – интеллигент. Широкий кругозор, незаурядные познания в различных областях науки, культура, особенности общения с окружающими, интерес ко всем сторонам жизни – все это подчеркивает интеллигентность Якова Николаевича.

Многие преподаватели учились у Якова Николаевича подбирать учебный материал для лекций, учились методике лекционного эксперимента, справедливости оценки знаний студентов, манере общения со студентами и т. д.

Я. Н. Першиц всегда очень бережно относился к своим коллегам, готов был защищать своих преподавателей где угодно.

В данном случае можно привести следующий пример. В 50-х гг. на физмате было введено фотодело. Однажды на последнем зачетном занятии студенты получили задание произвести фотографирование примечательных мест города Пскова по своему выбору. Конечно, большинству студентов захотелось «увековечить» прежде всего Троицкий собор и рядом расположенный мост через р. Великую. Но группу студентов, которые в центре города фотографировали мост, арестовали. Оказывается, мост относился к запрещенным для фотографирования объектам. Но кто же об этом мог подумать? О проступке студентов было сообщено ректору института, а ректор вызвал для объяснений Я. Н. Першица. Яков Николаевич, конечно, сам все уладил. Но преподаватель, который дал задание о фотографировании, узнал об инциденте только через несколько лет, так как студентам в «компетентных органах» запретили что-либо рассказывать, а Яков Николаевич не счел нужным это делать.

Яков Николаевич всегда отличался умением предвидеть направление развития высшей школы. Еще до того, как вышло постановление о политехнизации обучения, на кафедре были созданы учебные мастерские (механическая, столярная, слесарная) с участием учебных мастеров А. А. Симановича, П. Ф. Быкова, Ю. И. Семенова и старшего лаборанта А. А. Алексеева. Были организованы курсы фотодела, учебного кино, а позже и автотракторный практикум (учебный мастер А. М. Семенова).

А в конце 60-х гг. Я. Н. Першиц еще задолго до каких-либо официальных указаний принял решение о создании лаборатории ядерной физики. Такая лаборатория была создана доцентом кафедры физики А. И. Аносовой. Лишь впоследствии министерство распорядилось отдельными курсами выделить атомную и ядерную физику.

Яков Николаева обладает и удивительным умением реагировать на злободневные потребности времени.

Известно, что с 1954 г. после пуска первой атомной электростанции у населения возник небывалый интерес к вопросам атомной энергетики. По инициативе Я. Н. Першица для студентов физмата был разработан соответствующий спецкурс, а преподаватели кафедры прочитали несчетное число лекций для населения, для служащих разных учреждений, вплоть до домоуправлений и воинских частей, по таким темам, как «Поражающие факторы атомного взрыва», «Атомные электростанции» и т. д.

Или другой пример. У Якова Николаевича, прекрасного знатока истории физики и философии, родилась мысль о том, что преподавание на физмате надо гуманитаризировать. И молодому еще в те годы преподавателю, ныне профессору, В. Н. Мощанскому делается мягкое предложение: «А не разработать ли Вам курс истории физики». В итоге на кафедре был создан оригинальный курс истории физики, так необходимый для учителей, а в издательстве «Просвещение» вышли три книги, посвященные вопросам преподавания истории физики в школе.

Все, кто знает Якова Николаевича, по-прежнему отмечают его мягкий, добрый юмор, удивительную деликатность и доброжелательность в отношениях с людьми.

Вспоминается случай, когда к нему, перенесшему тяжелую операцию, в больницу пришли его коллеги. «К кому вы, сынки?» - спрашивает старушка в коридоре. И, услышав ответ: «Ой, так это профессор! Как он помогал моему-то сынку, который очень боялся операции. Спасибо ему». И вот по больничному коридору идет, придерживаясь за стенку, Яков Николаевич. Ослаб, но держится бодро и, конечно же, мягко улыбается.

Все, кто знает Якова Николаевича, отмечают его бескорыстную любовь к физике и кристально честное служение научной истине, величайшее трудолюбие и оптимизм, умение преодолевать трудности и не сдаваться в сложных ситуациях, исключительную доброжелательность и уважение к людям, демократичность, простоту и деликатность в общении с любым собеседником, мудрое отношение к жизни – это качества настоящего Учителя.