Каталог сайтов Arahus.com

Розман Герман Аронович

На главную страницу | История физики и математики | К истории физмата


Розман Герман Аронович доктор физико-математических наук, Почётный профессор Псковского государственного педагогического университета им. С. М. Кирова. Заслуженный Соросовский профессор, «Отличник народного просвещения РСФСР», «Отличник народного образования СССР», обладатель медали им. К. Д. Ушинского за особые успехи в педагогической деятельности.

Герман Аронович родился 3 апреля 1925 года в г. Казани. Его отец работал на заводе № 708, мать домохозяйка.

В семье было четверо детей: две сестры стали врачами, брат инженером-химиком. Герман Аронович окончил в 1942 году среднюю школу № 5 в Казани.

По достижении 18 лет он добровольно вступил в ряды Красной Армии. Принимал участие в освобождении Польши, Германии, столицы Чехословакии г. Праги. Войну закончил в звании младшего лейтенанта, в должности командира взвода 7 гвардейского корпуса, 24 механизированной бригады 1-го Украинского фронта. Имеет 12 правительственных наград, в том числе и орден «Отечественной войны» 2-й степени.


Вот как об этом вспоминал сам Герман Аронович:

«Великая Отечественная война для меня закончилась на два дня позже 11 мая 1945 года. Наш 7-й механизированный корпус в составе 1-го Украинского фронта был направлен на спасение Праги и освобождение Чехословакии от фашистских войск. Еще два дня после провозглашения окончания войны шли ожесточенные сражения в западной части страны. Были раненые и убитые, в том числе и во взводе, которым я командовал.

…Отказавшись от «брони», добровольно подал заявление в военкомат. Мне только исполнилось 18, я был студентом I курса, а уже 18 мая 1943 г. меня провожали в армию. Сначала было Саранское, а затем Арзамасское стрелково-минометное училище. Попал в учебный взвод, которым командовал Петр Архипович Николаев. Да, да! В недавнем прошлом ректор нашего института! Через сорок лет, перебирая события нашей жизни, мы установили этот факт. А узнать друг друга через сорок лет, пожалуй, было трудно…

Фронтовая жизнь началась на Сандомирском плацдарме в Польше. Я был направлен в 7-й гвардейский механизированный полк командиром миномётного взвода. Наша часть всегда посылалась в прорывы с целью зайти в тыл врага. Всё это выполнялось успешно, но нередко со значительными потерями людей и техники (в основном автомашин). Такие маневренные десантные бои наш корпус провёл в составе 1-го Украинского фронта. Боевой путь пролегал в направлении городов Честохово, Бреслау, Бауцен и, наконец, Прага.

Трудно выделить среди будней войны что-нибудь особенное. Это ведь война, а пуля дура… Был, правда, один момент в конце войны. Под Бауценом наш фланг оголила 1-я Польская армия, и мы (наш корпус) фактически оказались в окружении. Но враг был уже не тот, и у него не было возможностей загнать нас в «котёл».

С теплотой вспоминаются встречи с чехами, которые встречали нас как освободителей. В конце войны фашисты впереди своих частей гнали мирное население, чтобы задержать продвижение наших войск. Мы не могли стрелять прямой наводкой. И вот однажды близ города Мельник (северо-западнее Праги) широким фронтом по полю идет толпа мирных людей, и мы ясно слышим крики: «Назад! Назад!». Даётся команда: «К бою!». И только в последний момент различаем другое слово: «На здар! На здар!», что по-чешски означало «Да здравствует!». Наша встреча с населением была радостной, но краткой. Надо было двигаться вперед, на Прагу…».

После демобилизации в декабре 1946 года экстерном сдал экзамены за первый семестр и стал студентом физического факультета сначала Казанского, затем Ленинградского университета, который окончил в январе 1952 г. по специальности «Теоретическая физика». С 19 марта 1952 года преподаватель кафедры физики Псковского государственного педагогического института им. С. М. Кирова, вёл все курсы «Теоретической физики».

Научные интересы: 1. Физика твёрдого тела. 2. Методика преподавания теоретической физики в педагогическом институте. 3. Методика преподавания физики в средней школе.

Им опубликовано 168 работ, из них 21 учебное пособие по теоретической физике. Большинство работ опубликовано в центральных научных и методических изданиях (журналы Академии наук СССР (затем России) «Физика твёрдого тела», «Оптика и спектроскопия», журналы МВО «Известия вузов», «Физическое образование в вузах», «Физика в школе»). Участвовал в десятках союзных, российских и международных конференций.

В 50-е годы Г. А. Розман активно участвовал в создании учебного лабораторного фонда, доведя количество работ по всем разделам до 100. В те же годы (и в последующие десятилетия) совместно со студентами принимал участие в помощи селу, в так называемом 3-м трудовом семестре.

В течение 25 лет (1965–1990 гг.) Герман Аронович возглавлял СНО физико-математического факультета. В 60–80 гг. вёл общегородской факультатив для школьников по физике («Элементы специальной теории относительности», «Элементы физики твёрдого тела», «Физика элементарных частиц» и т. д.). В последние 20 лет проводил регулярные консультации учащихся школ и учителей по организации научной работы. Был постоянным участником научно-практических конференций школьников «Шаг в будущее», выступая в качестве руководителя талантливых школьников. Много лет преподавал в школах г. Пскова № 12 и № 8. Был постоянным лектором в Институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО).

С 1986 г. по 2003 г. являлся составителем и научным редактором кафедрального методического сборника «В помощь учителю физики и студенту». Вышло 9 выпусков (объём 10–12 печ. листов).

За более чем полувековую работу в ПГПИ профессор Герман Аронович Розман принял участие в подготовке более 5000 высококвалифицированных учителей физики и математики. Со многими из них он поддерживал постоянную творческую связь.