Каталог сайтов Arahus.com
назад содержание далее

ЛЕКЦИЯ 3

О непрерывности и скачкообразности при познании внешнего мира

В заключение мне хочется еще раз обратить ваше внимание на удивительность того мира, о котором мы говорили. Он по-настоящему загадочен; правда, если хорошенько подумать, в этом отношении ему не уступает и наш повседневный мир, в котором мы с вами живем.

Внешний мир мы познаем главным образом через зрение. Другие чувства далеко уступают зрению в точности восприятия, поэтому знание настоящего мы, в конечном счете, получаем, пользуясь зрением. Вы, как и я, в каждый момент времени воспринимаете современный вам мир, настоящее, строй его с помощью ощущений, в основном зрения.

Но что такое настоящее? Психологи, наблюдая за взглядом человека, осматривающего предмет, анализировали движение глаз. Оказалось, что зрительный образ настоящего формируется в течение не то 1/50, не то 1/30 с (точное значение я забыл), когда луч зрения движется. Следовательно, существует интервал времени, в течение которого «схватывается» изображение и формируется зрительный образ. Разумеется, процесс такого схватывания многократно повторяется.

Указанный результат подтверждается феноменом кино. Мы с увлечением смотрим интересный фильм и не замечаем, что кадры выскакивают один за другим. В старых фильмах с низкой частотой следования кадров время экспозиции было больше времени формирования изображения в мозгу человека, поэтому, например, во многих чаплинских фильмах кадры «прыгают». Конечно, старые фильмы имеют свою прелесть, но техническое совершенство современного кинематографа объясняется, в частности, учетом того, что изображение внешнего мира формируется у нас за время около 1/50 или 1/30 с. Регулировкой частоты кадров удалось ликвидировать ощущение разрывности, скачкообразности фильма, именно в этом причина плавности движений всех тел в современной кинокартине. Это общеизвестно. И наоборот, если тело движется чересчур быстро, то оно становится невидимым для человека. Когда что-то проскакивает в один миг, вообще не остается зрительного образа. В частности, наши чувства слишком грубы, чтобы замечать события в мире элементарных частиц.

Мы спокойно проводим время, не видя, как много разных быстрых событий происходит вокруг. Я вновь отвлекся, но это — оправданное отклонение.

Иногда слепым от рождения возвращают зрение операцией. Внезапно получив способность видеть, они не могут в начальный период ясно ответить, что именно они видят. Следовательно, способность узнавать образы возникает не сразу после возвращения зрения, а развивается постепенно. Чтобы изучить этот процесс, психологи предлагали им рассматривать простейшие фигуры, например треугольник, и следили за движением луча зрения. Он многократно обегал границу треугольника. С течением времени движения замедлялись, луч зрения обходил периметр треугольника плавно и за очень короткое время. Треугольник становился узнаваемым.

А как обстоит дело у нас, обычных взрослых людей? Аналогичные опыты показали, что наш луч зрения не совершает последовательных обходов треугольника. Проследить за его движением в деталях не удается, но в общем для узнавания треугольника нам достаточно «попрыгать» глазами с вершины на вершину (смех в зале). Мы, мудро пользуясь опытом, сразу ухватываем самую суть, даже не пытаясь последовательно обходить границы. После некоторой тренировки и люди с возвращенным зрением, о которых я говорил, начинают действовать таким же образом.

Это очень интересно. Дело здесь в том, что на сетчатке глаза имеется очень чувствительное место (центральное пятно), и глаз движется, когда мы «смотрим этим местом». Но сетчатка довольно велика, и ее участки, удаленные от центрального пятна, тоже могут участвовать в создании зрительного образа. Это очень важно. Именно благодаря «периферическому зрению» мы вскрикиваем, когда сбоку к нам неожиданно приближается подозрительный субъект (смех в зале), а при узнавании треугольника способны сразу схватывать целое без последовательного обхода фигуры. Хотя сказанное и не позволяет четко различить понятия непрерывного и разрывного, но, по-моему, имеет довольно тесную связь с этой проблемой.

У человека голова гораздо совершеннее, чем у других живых существ. Конечно, ее достоинства не исчерпываются организацией зрения, но все же зрительные центры — наиболее высокоразвитый орган обработки информации, и несомненно, что их работа играет исключительно важную роль при функционировании мозга. Способность человеческого глаза смутно видеть в окрестности луча зрения очень важна. Наличие в центре сетчатки крайне чувствительного пятна и способность к периферическому зрению — обе эти особенности человеческого глаза имеют важное значение.

Возможны самые разные стили и уровни духовной и познавательной активности, образа жизни, занятий наукой. Но истинно мудрым можно назвать лишь человека, органически совмещающего способность к предельной концентрации внимания с широтой всестороннего охвата действительности.- Того, кто владеет лишь одним из этих качеств, подлинно мудрым не назовешь. Чересчур сосредоточенный и точный человек, не замечающий «отлогого склона подошвы горы», мало чем отличается от того, кто смутно видит все, но не способен сосредоточиться ни на чем конкретно. Я убежден, что вы правильно меня поймете. Этим замечанием разрешите мне закончить лекции.


назад содержание далее